А. С. Макаренко о семейном воспитании

А. С. Макаренко о семейном воспитании

Замечательный советский педагог А. С. Макаренко в своей «Книге для родителей» и в лекциях уделял большое внимание вопросам семейного воспитания.
Одной из часто встречающихся ошибок в поведении родителей он считал неоправданные надежды на разговоры, педагогические беседы родителей со своими детьми. Воспитание, по его убеждению, заключается не в разговорах, а в организации жизни ребёнка. Особое внимание в процессе воспитания имеет авторитет родителей.

К сожалению, часто родители пытаются создать авторитет на ложных предпосылках.
Виды ложного авторитета основаны:

  • на подавлении, запугивании не только детей, но и всех членов семьи. Обычно такой авторитет присущ отцам, которые постоянно сердятся, грубо ведут себя, за любую провинность строго наказывают ребёнка;
  • чванстве родителей, распространяющихся о своих достоинствах и высокомерно относящихся к другим людям. У заражённых таким пороком родителей начинают чваниться дети, похваляясь заслугами отцов;
  • педантизме взрослых, считающих, что любое их высказывание – истина в последней инстанции, а к их наставлениям должны относиться трепетно;
  • резонёрстве, когда родители надоедают назиданиями и поучениями, однако их разглагольствования, как правило, у ребёнка в одно ухо влетают, а в другое вылетают;
  • спекулировании на любви: бесконечные ласки и признания родителей в том, как они любят ребёнка, вместе с требованием подтверждения любви к себе со стороны чада;
  • демонстрации доброты со стороны родителей, когда ради сохранения мира и спокойствия в семье они начинают потакать всем требованиям ребёнка. Такое непротивление приводит к тому, что в таких семьях дети начинают командовать родителями;
  • подкупе детей, послушание в этом случае покупается обещаниями и подарками.

Зарабатывать авторитет и добиваться послушания не должны быть целью в отношениях родителей с детьми, главная цель – организовать правильное воспитание. Для этого родители всегда должны быть в курсе интересов своих детей, знать, чего они хотят, а чего не приёмлют, с кем дружат, что читают, чем увлекаются. Отношения с детьми нужно построить таким образом, чтобы они рассказывали вам о своих делах, обращались за советом и помощью в затруднительных ситуациях.
Особое место в организации воспитания ребёнка Макаренко отводит игровой и трудовой деятельности. Педагог считает, что каким ребёнок проявляет себя в игре, таким он впоследствии покажет себя в работе.
Участие ребёнка в трудовой жизни семьи должно начинаться рано и сначала в игре. Ему объясняют, что он должен отвечать за сохранность игрушек, наведение порядка в месте их хранения, требуют выполнения других несложных обязанностей. С возрастом поручения усложняются и отделяются от игры.

К видам детской работы можно отнести вытирание пыли, поливку цветов, содержание в порядке своей одежды, помощь по хозяйству и т.д.
Атмосфера коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки по отношению друг к другу способствует созданию здорового климата в семье и помогает воспитанию подрастающего поколения намного лучше, чем нудные нотации и бесконечные поучения.

Добавить комментарий

Новое на сайте
Стата